Как индексируются выплаты чернобыльцам назначенные по суду: Судебные региональные решения

Содержание

Постановление об индексации компенсаций чернобыльцам — Российская газета

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 — 2006 годах недополученных сумм.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти давать в установленном порядке разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Министерству финансов Российской Федерации предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2006 год средства на финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 — 2006 годах недополученных сумм

1. Настоящие Правила определяют порядок индексации размеров следующих ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. и возврата в 2005 — 2006 годах недополученных сумм:

ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплачиваемые в соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда;

ежемесячная денежная сумма, выплачиваемая семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, предусмотренная частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.

2. Ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год» и «О федеральном бюджете на 2004 год».

3. Ежемесячные денежные компенсации, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», индексируются с применением коэффициентов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, согласно приложению N 1.

4. Ежемесячные денежные компенсации, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплачиваемые в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда, и ежемесячная денежная сумма, выплачиваемая семьям, потерявшим кормильца, предусмотренные частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. N 5-ФЗ, индексируются путем умножения выплаченного размера на коэффициенты согласно приложению N 2.

Размеры указанных ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы с учетом индексации не могут превышать максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

5. Индексация размеров ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы, выплаченных гражданам за неполный месяц, осуществляется путем умножения выплаченной суммы на коэффициент, указанный в пункте 2 настоящих Правил и соответствующий году назначения выплаты.

6. Размеры сумм, подлежащих возврату гражданам в результате индексации размеров ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы, рассчитываются как разность между размером проиндексированной компенсации (размером проиндексированной суммы) и размером ежемесячной денежной компенсации (ежемесячной денежной суммы), назначенной (выплаченной) за соответствующий период.

7. В случае если размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», был изменен с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. в связи с пересмотром группы инвалидности граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, расчет недополученной суммы указанной компенсации производится исходя из назначенного в этот период размера по соответствующей группе инвалидности.

8. Индексация и возврат недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы производятся органами, осуществляющими указанные выплаты, на основании сведений, содержащихся в делах о выплате ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы, без подачи гражданами заявлений.

Индексация и возврат недополученной суммы ежемесячной денежной суммы гражданам, получавшим ее с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. и утратившим право на ее получение, осуществляются на основании письменных заявлений этих граждан.

9. Выплата недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы производится:

за 2002 — 2003 годы — в срок до 1 декабря 2005 г.;

за 2004 год — в срок до 1 декабря 2006 г.

10. Гражданам, получавшим с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. ежемесячную денежную сумму и утратившим право на ее получение, выплата недополученной суммы производится единовременно.

11. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возвратом гражданам недополученных ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы, осуществляется в порядке, установленном для финансового обеспечения выплат ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

12. Выплата недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы осуществляется в порядке, установленном для выплат соответствующих ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы.

13. Выплата недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы производится с учетом сумм, выплаченных ранее на основании судебных решений и по другим основаниям.

Приложение №1

(gif, GIF, 28 Кб)

Приложение №2

(gif, GIF, 29 Кб)

Возмещение вреда здоровью чаэс \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда здоровью чаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Возмещение вреда здоровью чаэс

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 14 «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы» Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»)Суд, удовлетворяя требования физического лица к УСЗН муниципального образования об установлении факта нахождения на иждивении, об обязании назначить компенсацию по возмещению вреда здоровью по потере кормильца, разъяснил, что из анализа положений пункта 15 части первой статьи 14 во взаимосвязи с положениями статьи 41 Закона РФ от 15. 05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607, следует, что установлен заявительный порядок предоставления указанных мер социальной поддержки, установление факта нахождения на иждивении умершего, ставшего инвалидом вследствие ликвидации последствий, связанных с аварией на ЧАЭС, является обязательным условием реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 43 «Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей» Федерального закона «О полиции»
(О. М. Кабанов)Уволенному со службы по ограниченному состоянию здоровья сотруднику ОВД — инвалиду вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, отказано в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 43 ФЗ «О полиции», мотивированной отказом в назначении второй ежемесячной денежной компенсации, установленной оспариваемой нормой, в случае выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и невозможностью предоставления ему права выбора основания для установления данной выплаты, так как разрешение данного вопроса составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Возмещение вреда здоровью чаэс

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М. Ю.)
(«Закон», 2020, N 12)При этом имели место случаи, когда Конституционный Суд был вынужден возвращаться к правовой проблеме, ранее разрешенной им путем конституционного истолкования оспариваемой нормы. Эта проблема касалась определения размера ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев из числа военных пенсионеров. Первоначально она была разрешена в отношении пенсионеров Министерства обороны (в Постановлении от 20.12.2010 N 21-П оспариваемая норма получила конституционное истолкование, в Постановлении от 07.11.2012 N 24-П она была признана неконституционной в той мере, в какой применялась в истолковании, расходящемся с ранее выявленным конституционно-правовым смыслом). Затем в той же последовательности решался тот же вопрос в отношении пенсионеров Министерства внутренних дел, относящихся к той же самой категории лиц .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Комментарий к Закону РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Ведышева Н.О., Менкенов А.В., Гусев А.Ю., Чернусь Н.Ю., Слесарев С.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Суд удовлетворил его требования. Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения, указав в определении следующее: согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», задержка выплат, назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации (см. решение Люблинского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2013 г., Апелляционное определение Московского городского суда от 22 октября 2013 г.).

Нормативные акты: Возмещение вреда здоровью чаэс

Минсоцполитики готовит закон / Общество / Судебно-юридическая газета

Законопроект, который позволит проиндексировать выплаты 4 млн гражданам, уже на согласовании в Кабмине, — Лазебная.

Министерство социальной политики подало в Кабмин законопроект, который позволит проиндексировать пенсионные выплаты 4 млн гражданам, среди которых — военнослужащие, чернобыльцы и другие. В проекте закона предусмотрена индексация «по одним правилам для всех».

Об этом министр социальной политики Марина Лазебная сообщила в эфире программы «Свобода слова Савика Шустера».

«На самом деле пенсии военнослужащим не индексируются с 2014 года. Там другие подходы к перерасчетам были. Поэтому мы сделали в Министерстве соцполитики — и этот законопроект уже в правительстве — о восстановлении индексации пенсий именно таким людям, как военнослужащие, чернобыльцы, журналисты, работники органов местного самоуправления, государственные служащие. Это те люди, которым сегодня не индексируется пенсия», — рассказала Лазебная.

Она уточнила, что законопроект Минсоцполитики предложит «восстанавливать индексацию по одним правилам для всех». Однако в 2021 году такого закона еще не будет.

«В следующем году этого не будет (индексации — ред.), потому что закон еще только будет приниматься. Но если закон примется в следующем году и, например, в первой половине года мы уже сможем заложить средства, я думаю, что это лучше было бы планировать на 2022 год. Но, поверьте мне, это очень большая проблема, когда около 4 млн пенсионеров лишены индексации. Мы индексируем определенную часть трудовых пенсий, но такие пенсии, которые по другим законам назначены, они не индексируются. Поэтому эту несправедливость мы также выровняем», — заверила министр.

Сейчас законопроект проходит согласование в Кабмине.

Ранее «Судебно-юридическая газета» рассказывала о начислении и получении пенсий онлайн. 

Напомним, в следующем году пенсионеров ждут несколько повышений пенсионных выплат. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

КС помог инвалиду-чернобыльцу реализовать право на получение двух пенсий | Российское агентство правовой и судебной информации

Контекст

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ помог инвалиду, принимавшему в статусе военнообязанного участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, реализовать право на получение двух пенсий — по инвалидности и по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, сообщает пресс-служба КС РФ.

Житель Петербурга Алексей Подвязников пожаловался в КС РФ на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 2 части 1 статьи 29 федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Определением, опубликованном на сайте КС РФ, заявителю было отказано в рассмотрении его жалобы, поскольку еще до вынесения решения, он реализовал свое право, признания которого добивался.

Зона отчуждения пенсий

В оспаривавшихся положениях говорится, что инвалидам-чернобыльцам предоставляются страховые пенсии по старости и пенсии по инвалидности.

В жалобе говорится, что Подвязников, будучи призванным на военные сборы, принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения.

«Заявитель имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, а также удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», — говорится в определении КС РФ.

Как лицо, пострадавшее в результате радиационных или техногенных катастроф, Подвязников получал пенсию по старости. В 2018 году ему была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Подвязников, полагал, что достигнув возраста в 55 лет, он вправе получать одновременно две пенсии, но ему оставили только пенсию по инвалидности. В пенсионном фонде ему сообщили, что получение двух таких пенсий предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является только военная травма. Подвязников обратился в суд.

Суды против двух пенсий

Петроградский районный суд Петербурга в октябре 2018 года отказал в удовлетворении исковых требований ликвидатора к Управлению Пенсионного фонда РФ в Петроградском районе Петербурга о назначении заявителю второй пенсии, посчитав, что Подвязников не относится к инвалидам вследствие военной травмы. Санкт-Петербургский городской суд в апелляционной инстанции оставил решение в силе

В передаче по инстанциям кассационных жалоб ему было отказано, но при этом, судья Верховного суда РФ указал, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости, но отметил что Подвязников такого права не имеет, поскольку одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет.

Исполняющие обязанности военнослужащих

Право на одновременное получение двух пенсий отдельными категориями граждан непосредственно в Конституции РФ не закреплено и представляет собой социальную льготу. В частности, пенсии по инвалидности и страховые пенсии по старости предоставляются военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, что обусловлено признанием общества их заслуг по защите Отечества.

При этом, КС РФ отметил, что исполнение обязанностей военной службы может осуществляться не только собственно военнослужащими, но и гражданами, проходящими военные сборы.

«При этом как военнослужащий, так и гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в частности, в случае участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Из данных законоположений следует, что исполнявшими обязанности военной службы считаются и граждане, которые, будучи военнообязанными, были призваны на специальные сборы и направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», — утверждает КС РФ.

В рассмотрении жалобы отказано

Тем самым, по мнению КС, такие военнообязанные, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение.

Оспариваемые Подвязниковым положения признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности и страховой пенсии по старости с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

А поскольку эти нормы не нарушают конституционных прав Подвязникова, ему было отказано в рассмотрении жалобы.

Правовой катализатор

Но, как рассказали в пресс-службе КС РФ, в рамках изучения этого дела суд разослал запросы в различные государственные органы, что явилось катализатором проведения повторной медико-социальной экспертизы, изменившей формулировку причины инвалидности.

«По информации, предоставленной Управлением Пенсионного фонда РФ в Петроградском районе Петербурга, в декабре 2020 года в отношении Подвязникова проведена повторная медико-социальная экспертиза, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «Йзаболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности», — сказано в определении КС РФ.

Суды оказались правы

Как пояснило РАПСИ, адвокат Владислав Лапинский, который представлял интересы Подвязникова в КС РФ, сейчас эта проблема стала очень актуальной, поскольку многим чернобыльцам, привлеченным к ликвидацию последствий аварии на АЭС через военные сборы, исполнилось 55 лет — возраст, когда такие категории могут реализовать право на получение льготной пенсии по старости.

«Дело в том, что две оспаривавшиеся нами нормы работают только во взаимосвязи с постановлением Правительства РФ, в котором описываются виды инвалидностей. К чернобыльцам в этом документе отнесены 5 видов инвалидностей. Инвалидность Подвязникова не подпадала ни под один из них. Да, Конституционный суд РФ стал катализатором для исправления ситуации с Подвязниковым. МСЭ изменила ему инвалидность на ту, которая подпадает под описание в постановлении Правительства РФ. А мы, по сути, добивались, чтобы любой инвалид-чернобылец имел право на две пенсии. То есть, согласно Определению КС РФ, регулирующие этот вопрос нормы конституционны, а суды, принимавшие правоприменительные решения по делу Подвязникова, все оказались правы. Таким образом, другим инвалидам-чернобыльцам, попавшим в такую же ситуацию, придется добиваться изменения формулировки МСЭ, а не получать заслуженные льготы без судебных и бюрократических процедур», — пояснил адвокат.

Пенсия + Адвокат

Пенсия — ежемесячная пенсионная выплата, которую получает человек в случае соблюдения определённых условий, таких как: достижение пенсионного возраста, признание его лицом с инвалидностью, потеря кормильца нетрудоспособным лицом или приобретение специального статуса, а так же некоторых других.

Если лицо имеет право на разные виды пенсии – по его желанию может быть назначен любой из них. 
Не каждый знает Читать далее …