Как происходит венчание: Как проходит венчание, сколько длится обряд и как правильно подготовиться от компании Sweet-art

Содержание

Как проходит обряд венчания

Венчание проводится только с согласия обоих супругов. Венчаться могут как молодожены, так и пары, уже какое-то время прожившие в браке и решившие освятить свой союз. В церковь пара должна принести свидетельство или справку о заключении брака из загса. Венчальные кольца и свечи покупаются в церкви непосредственно перед таинством и остаются у пары на всю жизнь. Для невесты нужна икона Божьей Матери, лучше Казанской, а для жениха — икона Иисуса Христа. Иконы приносят с собой родители. Также необходимо взять с собой специальный коврик (или ткань белого цвета), на которой молодые будут стоять во время церемонии, — «подножку», бутылку сладкого красного вина, лучше марки «Кагор». Запись на церемонию проводится заранее за 1—2 недели. На венчании желательным, но не обязательным в наше время является присутствие родителей, крестных отцов и матерей жениха и невесты. Если у них нет родителей, то приглашаются старшие из близких родственников или даже друзей. Посажеными отцом и матерью могут быть только женатый мужчина и замужняя женщина. В роли посаженых родителей могут выступать также крестные будущих супругов. Родственники, друзья и другие приглашенные на свадьбу должны приехать в храм заранее и расположиться в определенном порядке: все гости со стороны жениха становятся при входе в церковь с правой стороны, а представляющие невесту — с левой.

Немаловажная деталь — изысканное свадебное платье невесты. Для обряда венчания оно должно отвечать некоторым требованиям: быть из ткани белого цвета или другого светлого оттенка, длиной не выше колен. Если платье открытое, без рукавов, то его следует дополнить такими аксессуарами, как перчатки до локтя, шаль или шарф на плечи и декольте и обязательно фата или шляпка на голову. Жених на венчании должен быть без головного убора и в строгом темном костюме. Одежда потом сохраняется парой всю жизнь. Ее нельзя выбрасывать или продавать, так как во время обряда она освящается Господом.

Перед обрядом венчания православная церковь рекомендует будущим супругам подготовиться не только духовно. Перед вступлением в церковный брак им рекомендуется соблюдать семи- или десятидневный пост, а в день венчания покаяться священнику во всех грехах и причаститься.

Сам обряд проходит поэтапно и состоит из обручения, непосредственно венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна.

В условленное время жених и невеста приходят в церковь. По старой традиции жених должен появиться там первым и встречать свою невесту, которую приводит ее отец. В наше время молодые приезжают на венчание вместе сразу после бракосочетания в загсе. Начинается обручение, символизирующее, что по усмотрению Бога и в его присутствии молодые, вступающие в брак, дают друг другу взаимные обещания. Это означает, что муж готов принять жену от самого Иисуса Христа. Молодые встают перед главными воротами храма, а священник уже ждет их у алтаря. Другой священнослужитель вводит внутрь церкви молодых, которые подобно первым мужчине и женщине, Адаму и Еве, начинают теперь новую жизнь в супружестве перед лицом Господа.

Таинство венчания совершается перед аналоем — специальным высоким столиком, за которым читают священные книги или целуют лежащие на нем иконы. Невеста стоит по левую руку от жениха.

Через Царские врата (ими называются средние двери церковного иконостаса) выходит священник в праздничных одеждах, держа в руках святой Крест и Евангелие, которые он потом кладет на аналой. Перед ним выносят и ставят свечу. Он трижды благословляет жениха, потом невесту во имя Отца и Сына и Святого Духа и дает им зажженные венчальные свечи в знак их любви. На каждое благословение молодые трижды крестятся и берут свечи.

Свечи нельзя зажигать парам, которые женятся не в первый раз, так как свечи являются символом чистоты и целомудрия.

Затем дьякон начинает читать молитвы за жениха и невесту, благословляя их брак, рождение детей, прося об исполнении просьб об их спасении. После прочтения всех молитв священник берет с престола обручальные кольца.

Они кладутся на правой стороне святого престола перед ликом Спасителя.

Притом кольцо жениха золотое и лежит справа, а кольцо невесты серебряное — слева. Кольца являются не просто подарком жениха своей невесте, но и знаком их неразрывного союза. Золотое кольцо символизирует дневное светило, без тепла и света которого невозможна жизнь. Серебряное кольцо — знак Луны, которая сияет отраженным от Солнца светом. Сейчас разрешаются кольца одного металла или комбинированные, а также с драгоценными камнями.

Сначала батюшка берет кольцо жениха, троекратно осеняя им, надевает на безымянный палец правой руки жениха, потом он так же надевает кольцо на палец невесты и благословляет их. После благословения будущий о прут надевает свое кольцо на руку левеете как знак своей любви и готовности жертвовать ради нее самым ценным в жизни.

Невеста тоже надевает свое кольцо на палец жениха в знак покорности и готовности принять его помощь. Потом молодые снова обмениваются кольцами под благословение священника. В результате тройного обмена серебряное кольцо остается на пальце жениха, а золотое — на пальце невесты в знак передачи сильного мужского духа женской слабости. Так заканчивается обручение. Начинается сама церемония венчания. Молодые соединяют свои правые руки, при этом рука жениха лежит на руке невесты. Священник ведет их в центр храма, зачитывая псалом. Жених и невеста встают на «подножку» — символ единства и счастья совместной жизни в браке. Перед святым Распятием и Евангелием священник поочередно, сначала жениха, а потом невесту, спрашивает об их согласии взять друг друга в супруги перед Богом. Когда они дают свои обещания, священник начинает читать специальную молитву — Таинство брака. Священнодействие начинается с прославления Божьего царства, затем читаются молитвы Иисусу Христу, чтобы он благословил и охранил венчающихся, сочетал их священными узами и даровал им детей. После этих молитв начинается самое главное действо. Священник возлагает на головы молодых венцы. Сейчас над головами их поддерживают свидетели. Под слова «Венчается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа» он дает жениху поцеловать изображение Спасителя на венце и возлагает его на голову мужчине. Потом он венчает невесту, произнося: «Венчается раба Божья (имя) рабу Божьему (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа», дает ей приложиться к иконке Божьей Матери на венце. Молодые в венцах стоят в эту минуту перед лицом Бога, ожидая его благословения. Священник трижды произносит слова благословения: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их!» Присутствующие должны повторять молитву священника, усиливая тем самым ее смысл.

После молитвы священнослужитель зачитывает Евангелие, затем дает новобрачным его поцеловать и произносит молитву о том, чтобы Господь сохранил их брак в мире, согласии, честности и чистоте.

Затем в центр храма выносится общая чаша с красным вином. Троекратно испив вина из чаши тремя маленькими глотками и теперь должны разделять радость, счастье, а также несчастья и горе на двоих. После этого священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и кладет на них свою руку, как бы отдавая жену от лица самой церкви и соединяя их от лица Иисуса Христа. Затем он трижды обводит венчающихся вокруг аналоя, прославляя Святую Троицу и призывая ее сохранить заключенный союз на долгие годы. Священник снимает венцы с голов новобрачных, осеняя их крестным знамением, дает им поцеловать иконки на венцах и желает благополучия в жизни. И снова обращается к Богу, еще раз прося о благословении совместной жизни. После основной церемонии венчания читается молитва на разрешение венцов, чтобы Господь, давший молодоженам венцы в награду за их чистоту и непорочность до брака, благословил разрешение венцов и сохранил супружество. Священник берет у молодоженов свечи, поздравляет их с венчанием, осеняя крестным знамением, подводит к иконам на амвоне для поцелуя и принятия благословения от них. Церемония венчания заканчивается поцелуем новобрачных, который символизирует чистоту и целомудренность их взаимной любви. После этого, стоя на нижней ступени амвона, молодые могут принимать поздравления от собравшихся родственников и друзей.

Общая продолжительность обряда составляет около 40—50 мин. В православной церкви брачные узы, заключенные перед лицом Господа, считаются священными. Поэтому развод является крайне нежелательным. В определенных случаях он все же разрешается. С середины XIX в. причинами для развода считались неспособность супруга выполнять свой брачный долг, отсутствие супруга более 5 лет без вестей от него, его осуждение и заключение в места лишения свободы, добровольный постриг в монахи, подтвержденная свидетелями измена. Если какое-то из этих оснований имеет место, то для бракоразводного процесса в церкви пишется прошение митрополиту. Не приветствуется и брак между людьми разной веры. Но в наши дни из этого правила все чаще встречаются исключения

СТРОИТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ В СТРАСБУРГЕ

Таинства

ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ

Что такое Таинство Венчания?
Кто может вступать в церковный брак?
В каких случаях церковное Венчание не совершается?
В какие дни Венчание не совершается?
Как подготовиться к Таинству Венчания?
В чем заключается роль поручителей (свидетелей)?
Как вести себя во время совершения Венчания?
Как происходит Обручение?
Как совершается Венчание?
Какой должна быть праздничная трапеза после Венчания?

Что такое Таинство Венчания?

Венчание относится к Таинствам Церкви Христовой. Семья установлена Богом при сотворении мира и человека. Принимая свободное решение создать семью, верующие люди, как чада, приходят к Своему Отцу Небесному за благословением и поддержкой. Они становятся родоначальниками новой христианской семьи, которая строится всю последующую жизнь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). В этом и состоит цель Венчания.
Есть люди, которые живут без Венчания много лет и вырастили прекрасных детей, но, если они по-настоящему любят Бога, то они с радостью прийдут на Венчание, чтобы восполнить свою совместную жизнь благословением Творца, через Которого утверждается всякая жизнь и всякое доброе дело.

Кто может вступать в церковный брак?

В Православной Церкви могут венчаться мужчина и женщина. Желающие венчаться должны быть верующими православными христианами, глубоко осознающими, что брак совершается на всю жизнь и что супруги призваны хранить верность друг другу.
Православная Церковь считает лучшим, чтобы оба будущих супруга исповедовали одну православную веру: «Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000)
В Западной Европе распространена практика смешанных браков. Исходя из соображений пастырской заботы, Русская Православная Церковь благословляет совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии крещения и воспитания детей в православной вере. Такой же практики придерживаются в большинстве Православных Церквей.

В каких случаях церковное Венчание не совершается?

Зарегистрированный в органах власти брак не сообщает заключенному союзу благодать, но в то же самое время не считается Церковью блудным сожительством. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в Церкви.
* Церковь не допускает вступление в брак в четвертые или пятый раз.
* Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
* Венчание невозможно, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять Крещения перед Венчанием.
* Венчание не допускается, если один из будущих супругов фактически или формально состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а, если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на вступление в новый брак.
* Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и духовное родство (если они являются крестными родителями одного ребенка).
* В соответствии с каноническими правилами не венчаются в Церкви браки, заключенные между православными и нехристианами (мусульманами, иудеями и представителями других религий). Одновременно Церковь признает такие союзы в качестве законных и не считает их блудным сожительством.

В какие дни Венчание не совершается?

Будьте внимательны: Венчание возможно совершать только в определенные дни года.
Не разрешается совершать Венчание в течение всех четырех постов (Великий, Рождественский, Успенский, Апостольский), в Сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки).
Не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны только в связи с особыми обстоятельствами.

Как подготовиться к Таинству Венчания?

Прежде всего, готовящиеся к венчанию должны зарегистрировать брак в государственных органах страны проживания. Они должны заполнить анкету (спросить на приходе), принести копии необходимых документов.
Перед Венчанием необходимо встретиться со священником. Цель встречи состоит в беседе о значении брака и семьи. Ради собственной пользы жених и невеста призываются внимательно познакомиться с учением Церкви о браке и семье.
Перед Венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Возможно совершить это накануне Венчания. До брака мужчина и женщина не должны вступать в интимные отношения.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которые станут благословлением жениха и невесты на семейную жизнь. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Ранее одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом, символизирующим жену. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Также необходимо приобрести венчальные свечи и белое полотенце (рушник).

В чем заключается роль поручителей (свидетелей)?

Жених и невеста могут пригласить поручителей (свидетелей). Но это не является обязательным. Поручители должны быть православными людьми и относиться к Таинству Венчания с благоговением. Лучше всего, чтобы это была семейная пара, крепость которой уже проверена временем.
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли «дружка», «подружие» или «шаферы», а в богослужебных книгах (требниках) — «восприемники». Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. Как правило, они хорошо знали жениха и невесту, а потому поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Обязанности поручителей при бракосочетании состоят в том, чтобы молиться за новую семью и по возможности помогать в ее становлении. Поэтому в поручители приглашаются люди, имеющие успешный опыт семейной жизни.

Как вести себя во время совершения Венчания?

Во время бракосочетания все гости призываются усердно молиться Богу о будущей семье. Невнимание и неблагоговение жениха и невесты, их гостей к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, моды, или же по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет огромное влияние на всю последующую семейную жизнь.

Как происходит Обручение?

Венчанию предшествует обручение. Обряд начинается каждением жениха и невесты. Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту и дает им зажженные свечи.
Первая молитва о женихе и невесте — это молитва об обручающихся и о спасении их. Цель супружества — построение крепкого союза мужчины и женщины, а также рождение и воспитание детей для продолжения рода человеческого. Священник произносит молитву к Господу о том, чтобы Он благословил жениха и невесту на всякое благое дело. После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Кольца – это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Переде Венчанием кольца помещаются на правой стороне святого Престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому Престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения. Кольца на святом Престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника, трижды происходит обмен колец в честь и славу Пресвятой Троицы. Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается Венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи торжественно входят на середину храма. Они становятся на разостланный на полу белый плат, который символизирует единство их будущей семьи и чистоту намерений. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
После этого начинается Венчание. В начале Таинства священник произносит три пространные молитвы. В первой молитве священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».
Во второй молитве священник молит Господа, чтобы Он благословил, сохранил брачующихся. «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские» как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем».
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты Венчания. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу собравшихся верующих и ожидают благословения Божия.
Настает торжественнейшая, святейшая минута Венчания. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!». При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны в эту минуту усиленно молиться за жениха и невесту.
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, показывающему путь взаимной любви до самоотвержения. Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. (1 Кор. 7, 4—5). Муж и жена — члены Церкви. Они равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский: Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Затем новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш». После молитвы Господней приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при Венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этого союза. Супружество их будет вечным шествием рука об руку. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. По окончании Таинства новобрачные скромным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг ко другу.

Какой должна быть праздничная трапеза после Венчания?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. После Венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом. Не стоит омрачать веселье, упиваясь спиртными напитками, произнося бесстыдные речи и исполняя нескромные песни, дико отплясывая. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, «неведущаго Бога и Христа Его», а не только для нас, христиан.
Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам».
Брачный пир должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Необходимо заранее подумать о программе торжества и мудро его составить.

 

«Развода нет». Как возможны развенчание и новый брак

https://ria.ru/20190806/1557190444.html

«Развода нет». Как возможны развенчание и новый брак

«Развода нет». Как возможны развенчание и новый брак — РИА Новости, 15.03.2021

«Развода нет». Как возможны развенчание и новый брак

По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит «развенчание», исчезает ли уже совершенное таинство брака,… РИА Новости, 15.03.2021

2019-08-06T08:00

2019-08-06T08:00

2021-03-15T14:19

религия

россия

аналитика — религия и мировоззрение

вциом

русская православная церковь

москва

семья

общество

религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn21. img.ria.ru/images/155720/47/1557204796_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_8d6da6ceabbfcb6e92f713a872b9d092.jpg

МОСКВА, 6 авг — РИА Новости, Артем Буденный. По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит «развенчание», исчезает ли уже совершенное таинство брака, из-за чего разводятся даже религиозные люди и как психологи помогают не «наступать на те же грабли» — разбирался корреспондент РИА Новости.Бедность не порок»Ссоры начались почти сразу: жена меня не слушалась, чуть что — уезжала к маме», — рассказывает Валерий Сутормин, основатель движения «Развода нет» за сохранение венчанных браков. В середине нулевых Валерий, молодой семинарист из Москвы, думал принять монашество, но познакомился с сестрой милосердия, и вскоре пара получила благословение на брак. Из-за ссор Валерий даже хотел отложить венчание. «Она заявила тогда: если отложим, ничего не получится, да и благословение уже было», — продолжает он. Как и следовало ожидать, после венчания конфликты не прекратились. По данным Росстата, в 2018 году в России на 917 тысяч браков пришлось 584 тысячи разводов. Около половины венчанных браков распадается, и ситуация ухудшается, свидетельствуют священники из разных епархий Русской православной церкви. Но централизованного учета, официальной статистики нет. «Да и неофициальные данные получить непросто», — признается протоиерей Александр Дягилев, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии. Задача отца Александра — побеседовать с желающим развестись, постараться помочь сохранить семью. Ну а если это уже невозможно, «минимизировать последствия развода и сделать так, чтобы в следующем браке ситуация не повторилась». У отца Александра два высших образования, духовное и психологическое. Для дополнительных консультаций есть контакты врачей — наркологов и психологов. Убедившись, что семью не сохранить, он отправляет человека к архиерею за справкой, что брак «признан утратившим каноническую силу».Главная причина разводов в России — бедность, отсутствие работы и возможности прокормить семью, считают 46% участников июльского опроса ВЦИОМ. На супружеские измены указали 22%. Но это касается официально зарегистрированного гражданского брака, в венчанном все немного иначе.»На первом месте — супружеские измены, на втором — алкоголизм. И только на третьем то, что муж недостаточно обеспечивает семью», — говорит отец Александр.По его словам, до недавнего времени в обществе было сильно искаженное представление о христианском идеале семейной жизни: «муж прежде всего снабженец, а жена не работает, рожает много детей и сидит дома». «Дело в том, что большинство церковных книг о семейной жизни написано до революции. Воспроизвести идеал патриархальной библейской семьи, который там описан, в XXI веке практически невозможно», — объясняет он. В венчанных браках, по его впечатлениям, развод инициируют чаще женщины.Укрощение строптивой»Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», — цитирует Валерий Сутормин апостола Павла. И от себя добавляет: «Жена должна быть послушна мне во всем». Валерий вспоминает, как ограничивал общение жены с подругами, которые «плохо на нее влияли», и настаивал на том, что к ее родителям нужно ездить только вместе. Через пять лет брака жена ушла с двумя детьми.»Брак — это не формальность, а личные отношения людей, тогда есть семейное счастье и радость, — уверен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы. — Чтобы добиться этого, нужно стать личностью, а это значит — уважать личность другого человека». По его словам, Домострой — это как раз не про уважение.»Есть заповедь — люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей. К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными», — сетует отец Михаил.Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак «не такой, как у родителей». «Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он не пьет, а ее отец — пил. Она этого не признает, но для многих создать семью — это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей». Как психолог, отец Александр выделяет и другую тенденцию — люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить «кошмар из детства»: «Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать».Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный: «Прежде чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу. А в наши дни людей нужно учить — в теории и на практике — быть супругами и родителями. Необходимы специальные программы». Сам он запустил два проекта: «Супружеские встречи» — для потенциальных и реальных супругов и «Школа для родителей и воспитателей», где обучают мам и пап. «Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону», — заключает отец Александр.Пока смерть не разлучитПо данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а десять процентов категорически против расторжения брака. Для Валерия Сутормина разводы не имеют ничего общего с православием. Он верит, что венчание — таинство, которое совершает Бог, и ни человек, ни Церковь не могут его отменить. «Понятий «развод» или «прекращение брака» в Священном Писании нет. В Библии сказано, что муж может «пустить» жену — и то в одном случае: если она прелюбодействует, — говорит он. — Но и тогда она связана законом, то есть «числится» женой. Прелюбодейка должна оставаться одна до смерти».Валерий считает, что люди, доверяя священникам, получают справку и, думая, что брака нет, вступают в новую связь, а фактически прелюбодействуют, то есть грешат. «И если они, не раскаявшись, умрут, то попадут в ад», — утверждает он.»Уйдя от меня, жена сожительствовала с другим и родила, — возмущается Валерий. — И кто-то на этот грех ее подтолкнул». С 2013 года он судится (в церковном суде) со священниками, которые, по его мнению, способствовали развалу семьи. КлятвопреступлениеСлово «развенчание», которое часто мелькает в обиходе, вообще некорректно, замечает отец Александр. «Церкви дана заповедь: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Церковь не может разрушить чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его разрушила, а люди — своими грехами», — объясняет священник.Есть мнение, что «и таинство прекращает действие». «По этой логике, супруги должны снова венчаться, если опять сошлись. Однако Церковь не венчает воссоединившиеся пары. Значит, таинство существует и после расставания», — парирует Валерий. Для отца Александра развод — это клятвопреступление, нарушение клятвы, данной Богу. «Но действие Духа Святого не уничтожает свободу выбора, и даже крещеный христианин может отречься от веры. Просто с точки зрения Церкви он тогда не христианин. Впрочем, если он принесет покаяние и будет восстановлен в единстве с Церковью, мы не станем его крестить второй раз», — уточняет священник.Причины для признания брака недействительным указаны в Основах социальной концепции РПЦ и документе «О канонических аспектах церковного брака». Это, в частности, измена, неизлечимая болезнь, алкоголизм, наркомания, фактическое отсутствие одного из супругов. Причем даже это обязывает священников не «разводить», но лишь рассмотреть вопрос. Кроме того, нужно согласие архиерея, возглавляющего епархию. С момента официального светского развода до рассмотрения прошения о признании брака утратившим силу должен пройти по меньшей мере год.»В этих сложностях я вижу большую пользу: нужно, чтобы люди не разводились скоропалительно, на эмоциях. Если развод «свежий», есть время проработать ситуацию и даже примириться, но это единичные случаи, — добавляет отец Александр. — Чаще всего люди уже несколько лет не живут вместе, у них есть новые семьи, а тут они вспомнили, что венчаны и приходят за справкой». Считается, что это открывает путь ко второму венчанию. Хотя венчанием это, строго говоря, уже не является. «Второе «венчание» — это фактически не брак, а благословение на сожительство. Церковь по милосердию позволяет человеку вступить в союз повторно. Молитвы, которые читаются во время второбрачного чина, — покаянные», — рассказывает протоиерей Михаил Потокин. У мирян есть три попытки обрести семейное счастье (включая и венчанные, и «обычные» браки). У белого духовенства вовсе один шанс: овдовел, развод — живи один.И все же отец Михаил призывает не отказываться от венчания, исходя из логики «мы еще не знаем, сможем ли быть вместе до старости». «Венчание дает возможность построить глубокие, настоящие отношения с человеком — это дар, а не обязывающий документ. Конечно, ты можешь отказаться от дара, но тогда ты просто многое потеряешь», — заключает протоиерей.

https://ria.ru/20180708/1524151070.html

https://ria.ru/20190721/1556736262.html

https://ria.ru/20171203/1510056685.html

россия

москва

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/155720/47/1557204796_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_67aa57fb73df727067cbd21fc3f1ccaf.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

религия, россия, аналитика — религия и мировоззрение, вциом, русская православная церковь, москва, семья, общество

МОСКВА, 6 авг — РИА Новости, Артем Буденный. По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит «развенчание», исчезает ли уже совершенное таинство брака, из-за чего разводятся даже религиозные люди и как психологи помогают не «наступать на те же грабли» — разбирался корреспондент РИА Новости.

Бедность не порок

«Ссоры начались почти сразу: жена меня не слушалась, чуть что — уезжала к маме», — рассказывает Валерий Сутормин, основатель движения «Развода нет» за сохранение венчанных браков.

В середине нулевых Валерий, молодой семинарист из Москвы, думал принять монашество, но познакомился с сестрой милосердия, и вскоре пара получила благословение на брак. Из-за ссор Валерий даже хотел отложить венчание. «Она заявила тогда: если отложим, ничего не получится, да и благословение уже было», — продолжает он. Как и следовало ожидать, после венчания конфликты не прекратились.

По данным Росстата, в 2018 году в России на 917 тысяч браков пришлось 584 тысячи разводов. Около половины венчанных браков распадается, и ситуация ухудшается, свидетельствуют священники из разных епархий Русской православной церкви. Но централизованного учета, официальной статистики нет. «Да и неофициальные данные получить непросто», — признается протоиерей Александр Дягилев, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии.

Задача отца Александра — побеседовать с желающим развестись, постараться помочь сохранить семью. Ну а если это уже невозможно, «минимизировать последствия развода и сделать так, чтобы в следующем браке ситуация не повторилась». У отца Александра два высших образования, духовное и психологическое. Для дополнительных консультаций есть контакты врачей — наркологов и психологов. Убедившись, что семью не сохранить, он отправляет человека к архиерею за справкой, что брак «признан утратившим каноническую силу».

Главная причина разводов в России — бедность, отсутствие работы и возможности прокормить семью, считают 46% участников июльского опроса ВЦИОМ. На супружеские измены указали 22%. Но это касается официально зарегистрированного гражданского брака, в венчанном все немного иначе.

«На первом месте — супружеские измены, на втором — алкоголизм. И только на третьем то, что муж недостаточно обеспечивает семью», — говорит отец Александр.

По его словам, до недавнего времени в обществе было сильно искаженное представление о христианском идеале семейной жизни: «муж прежде всего снабженец, а жена не работает, рожает много детей и сидит дома». «Дело в том, что большинство церковных книг о семейной жизни написано до революции. Воспроизвести идеал патриархальной библейской семьи, который там описан, в XXI веке практически невозможно», — объясняет он. В венчанных браках, по его впечатлениям, развод инициируют чаще женщины.

Укрощение строптивой

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», — цитирует Валерий Сутормин апостола Павла. И от себя добавляет: «Жена должна быть послушна мне во всем».

Валерий вспоминает, как ограничивал общение жены с подругами, которые «плохо на нее влияли», и настаивал на том, что к ее родителям нужно ездить только вместе. Через пять лет брака жена ушла с двумя детьми.

«Брак — это не формальность, а личные отношения людей, тогда есть семейное счастье и радость, — уверен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы. — Чтобы добиться этого, нужно стать личностью, а это значит — уважать личность другого человека». По его словам, Домострой — это как раз не про уважение.

«Есть заповедь — люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей. К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными», — сетует отец Михаил.

Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак «не такой, как у родителей». «Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он не пьет, а ее отец — пил. Она этого не признает, но для многих создать семью — это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей».

Как психолог, отец Александр выделяет и другую тенденцию — люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить «кошмар из детства»: «Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать».

Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный: «Прежде чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу. А в наши дни людей нужно учить — в теории и на практике — быть супругами и родителями. Необходимы специальные программы». Сам он запустил два проекта: «Супружеские встречи» — для потенциальных и реальных супругов и «Школа для родителей и воспитателей», где обучают мам и пап. «Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону», — заключает отец Александр.

8 июля 2018, 08:00Религия и мировоззрение»Как жить сегодня Петру и Февронии»: Церковь решает семейный вопрос

Пока смерть не разлучит

По данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а десять процентов категорически против расторжения брака.

Для Валерия Сутормина разводы не имеют ничего общего с православием. Он верит, что венчание — таинство, которое совершает Бог, и ни человек, ни Церковь не могут его отменить. «Понятий «развод» или «прекращение брака» в Священном Писании нет. В Библии сказано, что муж может «пустить» жену — и то в одном случае: если она прелюбодействует, — говорит он. — Но и тогда она связана законом, то есть «числится» женой. Прелюбодейка должна оставаться одна до смерти».

Валерий считает, что люди, доверяя священникам, получают справку и, думая, что брака нет, вступают в новую связь, а фактически прелюбодействуют, то есть грешат. «И если они, не раскаявшись, умрут, то попадут в ад», — утверждает он.

«Уйдя от меня, жена сожительствовала с другим и родила, — возмущается Валерий. — И кто-то на этот грех ее подтолкнул». С 2013 года он судится (в церковном суде) со священниками, которые, по его мнению, способствовали развалу семьи.

21 июля 2019, 12:55Религия и мировоззрениеВ Москве мощам святых Петра и Февронии поклонились более 75 тысяч человек

Клятвопреступление

Слово «развенчание», которое часто мелькает в обиходе, вообще некорректно, замечает отец Александр. «Церкви дана заповедь: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Церковь не может разрушить чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его разрушила, а люди — своими грехами», — объясняет священник.

Есть мнение, что «и таинство прекращает действие». «По этой логике, супруги должны снова венчаться, если опять сошлись. Однако Церковь не венчает воссоединившиеся пары. Значит, таинство существует и после расставания», — парирует Валерий.

Для отца Александра развод — это клятвопреступление, нарушение клятвы, данной Богу. «Но действие Духа Святого не уничтожает свободу выбора, и даже крещеный христианин может отречься от веры. Просто с точки зрения Церкви он тогда не христианин. Впрочем, если он принесет покаяние и будет восстановлен в единстве с Церковью, мы не станем его крестить второй раз», — уточняет священник.

Причины для признания брака недействительным указаны в Основах социальной концепции РПЦ и документе «О канонических аспектах церковного брака». Это, в частности, измена, неизлечимая болезнь, алкоголизм, наркомания, фактическое отсутствие одного из супругов. Причем даже это обязывает священников не «разводить», но лишь рассмотреть вопрос. Кроме того, нужно согласие архиерея, возглавляющего епархию. С момента официального светского развода до рассмотрения прошения о признании брака утратившим силу должен пройти по меньшей мере год.

«В этих сложностях я вижу большую пользу: нужно, чтобы люди не разводились скоропалительно, на эмоциях. Если развод «свежий», есть время проработать ситуацию и даже примириться, но это единичные случаи, — добавляет отец Александр. — Чаще всего люди уже несколько лет не живут вместе, у них есть новые семьи, а тут они вспомнили, что венчаны и приходят за справкой». Считается, что это открывает путь ко второму венчанию. Хотя венчанием это, строго говоря, уже не является.

«Второе «венчание» — это фактически не брак, а благословение на сожительство. Церковь по милосердию позволяет человеку вступить в союз повторно. Молитвы, которые читаются во время второбрачного чина, — покаянные», — рассказывает протоиерей Михаил Потокин. У мирян есть три попытки обрести семейное счастье (включая и венчанные, и «обычные» браки). У белого духовенства вовсе один шанс: овдовел, развод — живи один.

И все же отец Михаил призывает не отказываться от венчания, исходя из логики «мы еще не знаем, сможем ли быть вместе до старости». «Венчание дает возможность построить глубокие, настоящие отношения с человеком — это дар, а не обязывающий документ. Конечно, ты можешь отказаться от дара, но тогда ты просто многое потеряешь», — заключает протоиерей.

3 декабря 2017, 08:00Религия и мировоззрениеБраки заключают на небесах — до трех раз: РПЦ установила лимит на венчание

Венчание в церкви — формальности, о которых нужно знать молодоженам — Белрынок

Когда основная подготовка к свадьбе окончена, но вы хотите пройти обряд венчания в церкви, то вам стоит почетать эту статью.

В последние 10 лет многие пары не ограничиваются росписью в ЗАГСе и венчаются в церкви. О том, когда лучше проводить обряд, не существует единого мнения, в некоторых церквях венчание проводят до регистрации брака, в некоторых – после, поэтому это нужно уточнить заранее. Многие пары успевают все сделать в один день – утром расписаться, днем обвенчаться, а вечером отметить свадьбу. Венчание предполагает, что до этого момента молодые не имели интимных отношений. Если же они были, то нужно воздерживаться некоторое время до венчания.

Имена при венчании

Во время венчания и невесту, и жениха называют теми именами, которые им даны были во время крещения. Пускай вас не пугает, что сказанное имя сильно отличается от настоящего, крещеные имена часто совершенно не похожи на паспортные данные (в миру Кристина – крещеная Клавдия, в миру Светлана – крещеная Фатинья, и т. д.).

Все таинство занимает в среднем от 40 минут до часа. Назначают его в будние дни обычно на 10 утра, если же венчание проводится в воскресенье, то его назначают на 13, 14 или 15 часов.

Во время венчания на молодых, свидетелях и гостях должны быть освященные нательные кресты. Они недорогие и приобрести их можно в любом храме.

Как одеваться невесте?

Конечно же, красиво! Подойдет свадебное платье, если оно не слишком декольтированно. Сгодится и любое не слишком короткое платье или юбка, а вот брюки надевать не стоит. Невеста должна быть с покрытой головой (фата, шарф или косынка), громоздкие головные уборы не стоит выбирать, так как будет неудобно надевать церковную корону. Стоять без движения нужно будет достаточно долго, поэтому обувь лучше выбирать устойчивую, на удобном каблуке или вовсе без него.

Что нужно принести для обряда? Обручальные кольца молодых, четыре чистых платка, чистое подножие белого цвета. Заранее стоит позаботиться о венчальных иконах. Если у вас есть семейные иконы Божьей Матери и Спасителя, то можно использовать их. Можно также приобрести иконы, написанные в едином стиле. Родители могут преподнести брачующимся очень благородный и красивый подарок – рукописные венчальные иконы. Стоят они немало, но для верующих людей они будут бесценной семейной реликвией.

Православие предусматривает венчание, приуроченное к дате свадьбы. Бог помогает людям в браке избавляться от порочных страстей и учит быть терпимыми друг к другу. По этой причине не обязательно жить в браке до венчания несколько лет, чтобы удостовериться в своих чувствах, так как отношения после венчания должны быть лучше. Этот обряд проводится лишь единожды, второй раз оно возможно после смерти одного из супругов. Так что если вы не уверенны в своих чувствах и веруете, то не спешите идти под венец, чтобы потом не пришлось жалеть.

Венчаться можно в любом возрасте, церковь одобряет этот ритуал и после многолетней семейной жизни и рождения детей. Люди приходят к вере по разным причинам и в разное время, сейчас нередко внуки присутствуют на венчании своих бабушек и дедушек.

Как проходит обряд венчания в православной церкви

Правила венчания в церкви включают строгие пункты, а также традиции, которые можно обходить. Сам процесс организуют в соответствии с чином – своего рода инструкцией проведения таинства.

Как проходит обряд венчания в православной церкви

В протестантской традиции процедура сочетания жениха и невесты более простая, чем в католическом мире и православии.

Но славянский ритуал интересен за счет многочисленных символов.

Сначала молодожены готовятся к свадьбе. Они выбирают кольца, покупают платье и определяются с тем, какой батюшка будет их венчать.

Пара всегда расписывается в ЗАГСе, если это не было сделано ранее. Без свидетельства священник пару не сочетает.

Бракосочетание – это обязательный обряд для христианина: пара должна быть крещеной.

Во время подготовки к церемонии выберите свидетелей. Это должны быть близкие люди, которые подходят на роль духовных родственников.

Правила венчания в церкви допускают присутствие родителей и гостей.

Перед тем как пара будет венчаться, ей потребуется пройти подготовительное общение с попом. Во время таких бесед служитель будет говорить о важности клятвы. Можно задавать интересующие вопросы по процедуре.

Чтобы договориться на удобный день, лучше приходить в храм примерно за месяц – записи на церемонии проводятся предварительно.

Сама процедура венчания делится на две части:

  • Обручение. Последование включает молитвы, благословение супругов и надевание колец. Суть этой части обряда сводится к признанию церковью земных отношений, до проведения таинства. В процессе обручения пара дает клятву верности.
  • Венчание. Это основной этап процедуры сочетания, в котором все действия служителем выполняются поэтапно, согласно чину венчания, основанному на церковной славянской традиции.

Перед тем как приехать в храм, будущие супруги должны выполнить одно условие. Речь идет о молитве перед венчанием. Есть несколько вариантов текстов, выбирать и читать лучше те, которые рекомендует батюшка.

Проведение таинства начинается с того, что служителей культа вводит молодых людей в храм. Они, держа в руках свечи, останавливаются в центре.

После батюшка задает вопрос молодому человеку об искренности и серьезности его намерений. Об этом же спрашивает и невесту.

Правила венчания в церкви обязывают священника произнести небольшую проповедь о жизни в семье и библейских стандартах в этой сфере.

Затем, согласно православному порядку, звучит литургический возглас благословения, произносятся три молитвы и начинается основная часть таинства.

Батюшка берет венец и при помощи него благословляет сначала жениха, потом невесту. Супруги прикладываются к иконам.

Далее церемония венчания переходит к этапу надевания венцов на головы супругов.

Смысл этого действия:

  • жених и невеста становятся друг для друга царем и царицей;
  • венцы указывают на муки распятия своих желаний ради блага мужа или жены;
  • благочестивая семейная жизнь ведет к получению венцов Царства Божия.

Завершается этот древний церковнославянский обряд произнесением прокимена.

Далее читают несколько мест из Евангелия и приносят чашу с вином. Служитель молится над ней, прося благословения для супругов, и осеняет ее крестным знамением.

Согласно правилам венчания, сначала чашу троекратно дают жениху, потом невесте. Это действие означает, что теперь у девушки и молодого человека будут общими все радости и горести.

После священник соединяет правые руки новобрачных и три раза обводит пару вокруг аналоя. В этот момент хором поют торжественные песни. В том числе пропевают «Отче наш, сущий на небесах». Это действие символизирует союз, срок которого не имеет границ.

Затем венцы снимают, и батюшка приветствует супругов, провозглашая им многолетие. В этот момент родственники и гости могут поздравлять жениха и невесту.

Атрибуты венчания

Для проведения ритуала сочетания необходимо подготовить несколько вещей, которые будут использованы на разных этапах.

Речь идет о следующих атрибутах:

  • Белое или розовое полотенце. Именно на нем новобрачные произносят свои обеты. Можно подбирать варианты с узорами по краям.
  • Легкое белое полотенце. Им покрывают головы желающих повенчаться.
  • Две свечи. Желательно брать длинные, поскольку ритуал будет длиться долго.
  • Обручальные кольца. Согласно церковному правилу, одно должно быть из золота, а другое — из серебра.
  • Венчальные иконы. Их должно быть две – Божьей Матери и Спасителя. Если родители присутствуют на проведении церемонии, то именно они приносят иконы в храм.
  • Нательные кресты. Их надевают молодожены и гости.
  • Красное вино. Подойдет «Кагор».
  • Свежеиспеченный хлеб. Когда проходит венчание в православной церкви, его приносят в дар.

Для свечей можно взять специальные платки, которые защитят руки от горячего воска. Кольца желательно покупать отдельно: не используйте обручалки из ЗАГСа.

Платье может быть красивое и даже шикарное. Но важно соблюдать несколько требований, которые включают правила венчания в церкви:

  • зона декольте глухая;
  • рукав до локтя или длинный;
  • закрытые плечи;
  • фасон не подчеркивает особенности фигуры.

Невеста-христианка должна серьезно отнестись к этим условиям.

Народные приметы

Свадебный церковный обряд является древним ритуалом. По этой причине в народе успели сформироваться различные приметы.

Есть несколько суеверий, касающихся платья невесты:

  • До приезда в храм нельзя рассматривать себя в свадебном наряде. Допускается смотреть в зеркало, надев платье, но без перчаток, фаты и других атрибутов. В противном случае счастья в семье может не быть.
  • Никто не должен мерить платье невесты до начала обряда.
  • Если на свадебном наряде есть пуговицы, то их количество должно быть четным, иначе муж может уйти к другой.
  • На изнанку платья и рубашки жениха необходимо надеть булавку. Это позволит защитить молодоженов от сглаза.

Если во время обряда начал идти сильный дождь, то это к счастливой и долгой семейной жизни.

Перед ритуалом паре необходимо вместе посмотреть в одно зеркало. Это обеспечит крепкую семейную жизнь и удачу.

Чтобы невеста не вернулась к родителям после вступления в церковный союз, когда она уедет в храм, в ее доме моют полы, за исключением порога.

Можно ли венчаться в церкви через несколько лет после свадьбы

Иногда люди принимают решение обвенчаться в зрелом возрасте. С момента официальной регистрации отношений в ЗАГСе может пройти не один год.

Даже в этом случае священник не будет препятствовать проведению таинства. Сам порядок сочетания не отличается от стандартного процесса.

Венчающимся необходимо пройти подготовку и пошагово действовать на церемонии согласно чину.

Церковное супружество доступно в любое время. Главное, чтобы пара до того, как священник будет проводить таинство, жила в соответствии с христианским каноном. Это означает не проживать в гражданском браке и не венчаться, будучи в официальном союзе с другим человеком.

Сочетаться можно и во второй раз. В этом случае пошаговый алгоритм действий в процессе основного ритуала частично изменяется.

Не читается обычная молитва на обручение. Второбрачные также не берут свечи, когда заходят в храм.

Правила обряда венчания в православной церкви допускают и проведение таинства в третий раз. Длительность процесса в этом случае такая же.

Если после развода человек официально не женат, то он не сможет пройти обряд до того, как получит документ в ЗАГСе.

Из-за удаления некоторых ритуалов продолжительность процедуры сокращается. Удаление некоторых элементов, например, свечей, создает и определенный социальный подтекст. Церковь указывает на то, что супружество – это серьезно, и состоять в браке лучше один раз.

Сколько длится венчание

Последовательность действий священника определена чином, и сократить процесс не получится. Служитель обязан прочитывать все полагающиеся молитвы и говорить напутственную речь молодым людям.

В итоге длительность венчания составляет от 40 до 60 минут. Иногда бывают исключения.

Например, современный священник может упускать некоторые детали и читать текст быстрее, чем более ортодоксальный батюшка. На скорость влияет и общее заполнение дня ритуалами с другими парами.

Иногда обряд венчания в православной церкви проходит за 20 минут, если выбранный храм очень популярен.

У тех, чье сочетание запланировано на 2021, есть время подготовиться и выбрать приход. При желании получить максимум внимания от священника лучше выбирать сельские, хорошо обустроенные храмы.

Там будет озвучено более подробное пояснение о важности и особенностях семейной жизни и без спешки выполнены все ритуалы.

В какие дни недели проходит венчание

Такое событие может происходить не в каждый день. Поэтому дату рекомендуется продумывать заранее.

Церковь венчает молодоженов 4 раза в неделю:

  • понедельник;
  • среда;
  • пятница;
  • воскресенье.

В течение года есть 4 поста и 5 праздников, в которые сочетание не допускается.

По этой причине начинать планирование православного ритуала стоит, используя церковный календарь. Там отмечены все ключевые даты.

Кому запрещено венчаться в церкви

Не допускаются к церемонии сочетания следующие группы людей:

  • Те, кто был женат более 3 раз. Начинать очередной православный союз с таким опытом недопустимо.
  • Духовные лица. Молиться за обручение мужчины могут только до того, как он получит сан.
  • Монахи и монахини. После принесения обетов сочетание под запретом.
  • Виновные в расторжении предыдущего брака. Имеется в виду измена.
  • Не попадающие в возрастные ограничения. Это несовершеннолетние, а также мужчины после 70 и женщины после 60 лет.
  • Пары, не получившие согласие родителей на сочетание в храме. Этому правилу следуют не все священники.

Венчание в церкви происходит не всегда одинаково. Поэтому тему запретов стоит обсуждать с батюшкой отдельно.

Сколько раз можно венчаться в церкви

В храме одного человека могут проводить через таинство заключения церковного союза только три раза. При этом проведение второго и третьего обряда рассматривается больше как снисхождение, помощь прихожанину наладить свою семейную жизнь. На венчание же в четвертый раз церковью наложен запрет.

Венчание: значение, проведение, правила

В современное время все большее количество пар ограничивается заключением брака лишь в ЗАГСе, минуя церковь. Некоторые не признают этот ритуал, другие отказываются от него по религиозным соображениям, третьи же — попросту не понимают, зачем нужно венчаться. Если Вы относитесь к третьему типу будущих молодоженов, тогда Вам будет интересна наша статья.

Еще меньше века назад церковный брак и государственный были неотделимы. Пары проходили обряд венчания, после чего они официально считались мужем и женой. В современной Америке такая практика существует до сих пор: подав заявление в определенную инстанцию (в некоторых штатах это — суд), Вы получаете взамен направление для проведения церемонии. Направление может быть адресовано в муниципалитет или в церковь. Таким образом, американцы после венчания могут автоматически стать супругами.

В Украине процедура более сложная: венчаться нельзя, если Вы не расписаны в ЗАГСе. Когда можно венчаться — сразу после регистрации. В церкви необходимо сначала предъявить свидетельство о браке государственного образца. Но об особенностях проведения поговорим позже.

Читайте также: Выездная церемония или традиционный ЗАГС?

В чем же заключается значение венчания? Что означает быть венчанной парой? И почему религиозные люди так стремятся вступить в брак перед Богом? Церковь утверждает, что венчание — это освящение христианского брака. Считается, что после ритуала супругов будет объединять не просто любовь, а сам Святой Дух. Смысл венчания заключается в том, что души влюбленных больше никто не сможет разлучить — даже после смерти они останутся вместе.

Подготовка к венчанию

Подготовка к венчанию — гораздо более сложная, чем простая подача заявления в ЗАГСе. После того, как Вы выберете подходящую церковь, обратитесь за помощью к священнику — он расскажет, что необходимо для ритуала и запишет на желаемую дату. Далее мы расскажем об основных этапах подготовки к венчанию и правилах, которые следует учитывать будущим супругам.

Выбор подходящего дня

Выбирать день венчания следует не только ориентируясь на время года. Лучше всего открыть церковный календарь и посмотреть, на какие дни припадает тот или иной пост. Венчаться в эти периоды категорически запрещено. Кроме того, нельзя вступать в церковный брак в дни больших праздников — на Рождество, на Пасху и т.д.

Исповедь

Согласно церковным канонам, перед венчанием пара обязана исповедаться. Для многих людей этот процесс — непонятный, неловкий и даже пугающий. На самом деле, ничего страшного в нем нет. Вам даже не обязательно говорить вслух, как это происходит в зарубежных фильмах, ведь Вы исповедуетесь Богу.

В православной церкви исповедь происходит следующим образом: священник становится пред аналоем и читает молитву. После он приглашает присутствующих исповедаться. В это время каждый прихожанин может мысленно попросить прощения у Господа за свои грехи. Цель этого обряда — раскаяние. По завершению священник прочтет еще одну молитву, Вы приложите губы к кресту — и исповедь закончена.

Атрибуты венчания

Для проведения религиозного обряда Вам нужно будет заранее купить кое-какие вещи. Что нужно для венчания? Помимо обручальных колец это: парные иконы для венчания (Спасителя и Божией Матери), свечи, бутылку вина Кагор и свадебный рушник. В большинстве случаев иконы и свечи Вы можете приобрести прямо в храме. Если же вашим праздником занимается свадебный организатор — он позаботится обо всем сам.

Пост

Перед вступлением в церковный брак минимум 3 дня необходимо соблюдать пост. Это означает отказ от пищи животного происхождения и различных развлечений.

Свидетели

К выбору свидетелей для проведения венчания также следует подойти со всей ответственностью. Они должны принадлежать к той же религии, быть крещенными и носить нательные крестики в подтверждение. Считается, что свидетели не должны быть парой, так как после обряда они станут духовными братом и сестрой. По отношению к брачующимся они могут быть кровными родственниками, на сей счет запретов нет. Роли свидетелей при венчании сравнивают с крестными родителями — только они отвечают за благополучие новой семьи.

Как проходит венчание?

Считается, что с того момента как жених и невеста переступают порог храма, они предстают перед самим Богом. С этой минуты они должны быть молчаливы и внимать всему сказанному священником. В руках они держат иконы (жених — Спасителя, невеста — Божией матери). На невесте обязательно должны быть фата. Над головой брачующихся свидетели держат венцы. Предупредите их заранее, чтобы венец не касался головы.

Читайте также: Фата невесты — вечная классика или пережиток прошлого?

Обряд разделен на две части: обручение и непосредственно венчание.

Обручение начинается с молитвы. Священник трижды благословляет жениха, а после невесту. В ответ молодые супруги должны перекреститься. После им вручаются зажженные свечи как символ их любви.

После прочтения всех молитв священник берет кольца и вручает их жениху с невестой. В отличие от церемонии в ЗАГСе, где брачующиеся обмениваются кольцами, в церкви сначала их помогает надеть священник. После молодые должны обменяться ими в знак того, что готовы пожертвовать собой ради своего мужа/жены.

В некоторых вариациях священник не одевает кольца, а выносит их на подносе и предлагает троекратно обменяться кольцами — жених с невестой трижды передвигают кольца по подносу, а после надевают друг другу. В религии обручальные кольца — не просто украшения. Это символ вечного единства семьи.

Далее — венчание. Священник берет венец жениха, троекратно знаменует его им, после дает поцеловать икону Спасителя. После тот же ритуал проводится и с невестой — ей дают целовать икону Божией матери. В завершение на головы супругов возлагаются венцы. Теперь они муж и жена перед Богом.

В целом, вся церемония может длиться от 40 минут до часа.

Кому нельзя венчаться?

Есть определенные условия для проведения венчания. Если Вы подпадаете под одну из нижеследующих категорий людей, церковь откажет Вам в проведении ритуала:

  • те, кто не зарегистрировал свой брак в ЗАГСе
  • некрещеные или жених с невестой, принадлежащие к разным религиям
  • венчающиеся в 4-ый раз
  • виновные в расторжении чужого брака
  • тем, кому не дали своего благословения родители

Кроме того, есть возрастные рамки для проведения обряда. Нижний порог — совершеннолетие, т.е. минимальный возраст с которого Вас распишут в ЗАГСе. Также есть максимальный предел. Для женщин это 60 лет, а для мужчин немного больше — 70.

Напоследок хотелось бы напомнить, что венчаться никогда не поздно. Даже люди, прожившие браки много лет, часто приходят к желанию стать семей перед Богом. Возможно, наша статья помогла и Вам осознать эту необходимость.

Венчание в Испании. Испания по-русски

Если вы решили пожениться в Испании и задумываетесь о венчании, то прежде всего нужно понимать, что процесс сбора и оформления документов небыстрый и непростой.

Преобладающая религия в Испании – католицизм, православные церкви также существуют, но их не так много, соответственно, возможностей венчаться в католической церкви больше.

Если вы решили венчаться в католической церкви, сначала необходимо определиться с местом проведения церемонии, т.е. выбрать церковь. Во многих случаях очередь на венчание может составлять от шести месяцев до одного года, и даты лучше уточнять напрямую в церковном приходе.

После выбора даты можно приступать к сбору документов, точный список которых также рекомендуется уточнять в церкви. Как правило, нужны следующие бумаги:

  •  Свидетельство о крещении каждого из лиц, вступающих в брак.

Если один из будущих супругов был крещен в церкви, относящейся к другой епархии, свидетельство о крещении необходимо легализовать, для этого нужно обратится в соответствующую архиепархию. Для крещенных в православной церкви в другой стране (как подавляющее большинство русских) свидетельство о крещении в православной церкви будет действительным, но оно должно быть официально переведено на испанский язык, и служители церкви могут потребовать поставить на него апостиль.

  • Свидетельство о рождении (в Испании это также может быть Libro dе Familia – «Семейная книга»).

Если один из будущих супругов является иностранцем, свидетельство о рождении должно быть легализовано. Оно должно содержать заверенный перевод и апостиль (хотя между Россией и Испанией существует Конвенция от 1984 года о непроставлении апостиля на документах, выданных органами ЗАГС, многие чиновники о ней не знают. Поэтому нужно или заручиться справкой из Российского консульства о том, что апостиль в данном случае не требуется, или проставить его на всех документах).

  • Копия документа, удостоверяющего личность (паспорта, ДНИ, карточки резиденции).
  • Сертификат о прохождении курсов для будущих супругов.

Эти курсы можно пройти в любом церковном приходе. Обычно они проводятся один или два раза в год и могут быть как интенсивными, в течение нескольких часов по выходным, так и по одному часу несколько раз в неделю. На курсах супругам рассказывают об их обязанностях по отношению друг к другу и правилах семейной жизни, разъясняют все многочисленные детали церемонии венчания.

Некоторые епархии могут потребовать и другие документы, например:

  • Свидетельство о конфирмации;
  • Сертификат о семейном положении: он необходим в том случае, когда супруги принадлежат к разным епархиям либо один из будущих супругов прожил более одного года за границей. Также документ всегда требуется, если один из супругов является иностранцем. Сертификат выдается в мэрии по месту жительства заявителя, а в случае с российским гражданином (гражданкой) семейное положение подтверждается справкой из органа ЗАГС (или свидетельством о разводе).
  • Свидетельство о смерти предыдущего супруга, если жених (невеста) является вдовцом (вдовой).
  • Согласие родителей в случае брака с несовершеннолетним гражданином.
  • Специальное разрешение требуется: при намерении заключить брак между представителями различных религий; между крещеным и некрещеным; если один из супругов не может присутствовать на церемонии, и его заменяет законный представитель; для представителей различных национальностей; если вступающий в брак не имеет постоянного места жительства.

Очень важно принимать во внимание, то срок действия большинства справок составляет не более 6 месяцев.

Иностранцы, не имеющие резиденцию в Испании, должны сначала сделать запрос на церемонию венчания в католическом приходе своей страны, указав желаемое место проведения церемонии, и после этого предоставить все документы в испанскую церковь, предварительно оговорив детали и согласовав список документов. Все документы должны быть переведены на испанский язык.

Иностранцы, имеющие резиденцию в Испании, пользуются такими же правами на венчание в Испании, что и испанцы, но все предоставляемые документы должны быть переведены на испанский язык.

Чтобы венчание было юридически признано как заключение брака, его необходимо зарегистрировать в органах ЗАГС (Registro Civil) в Испании. Таким образом, как только будет проведена церемония и выдан подписанный документ о ней, необходимо в срок 5 рабочих дней обратиться с ним в органы ЗАГС по месту жительства. Многие епархии берут на себя обязанность сами это сделать.

Стоимость венчания различна, основную церемонию принято оценивать в 200–300 евро. В церкви могут не назвать конкретную цену, оставив ее «на ваше усмотрение», поэтому лучше быть заранее информированными о том, какую сумму принято оставлять.

Церемония и традиции венчания

Заключение брака в церкви имеет четко установленный протокол. В церковь сначала заходят члены семьи жениха и невесты, затем другие гости. Следом заходит жених, сопровождаемый «крестной» – своей матерью, и становится у алтаря. Невеста, сопровождаемая «крестным» – своим отцом, появляется, как правило, позднее, но не более чем на полчаса. Ее могут сопровождать «пажи» или так называемые «дамы чести».

Священник проводит церемонию, в ходе которой просит подать обручальные кольца: они должны находиться у отца новобрачной. Жених надевает кольцо на правую руку невесты (в Каталонии – на левую!), затем невеста делает то же самое с женихом. Потом жених передает невесте тринадцать золотых монет (arras) – старая испанская традиция, символизирующая, с одной стороны, Христа и двенадцать апостолов, а с другой – то, что их имущество отныне считается совместным. Невеста возвращает монеты жениху, далее следует поцелуй новобрачных и подписание акта о заключении брака новобрачными, «крестными» и свидетелями. На выходе из церкви новоиспеченных мужа и жену осыпают зернами риса и лепестками цветов.

Вся торжественная процедура длится 30–40 минут. По ее завершении гости направляются на террасу с напитками и закусками, новобрачные могут уединиться для свадебной фотосессии.

Венчание обычно проходит вечером, сразу после этого следует празднование, которое продолжается до утра. Во время банкета молодожены могут дарить гостям небольшие подарки: сигары и бутылочки со спиртным – мужчинам, коробки конфет или другие приятные мелочи – дамам. Гости в свою очередь вручают молодоженам конверты с деньгами – именно в такой форме принято делать подарки на свадьбу в Испании.

После банкета начинается вечеринка с музыкой и танцами. В отличие от традиций русских свадеб гости не сидят все время за накрытыми столами; в Испании после ужина столы убираются, а веселье продолжается всю ночь.

Центр услуг «Испания по-русски» оказывает поддержку в полной организации венчания в Испании, выступая координатором и организатором процесса. На нас вы можете положиться в бронировании даты и места церемонии, предоставлении полной информации о процессе венчания и необходимых документах, организации торжественного мероприятия в назначенный день. Стоимость услуги составляет 250 евро. Для уточнения информации звоните по телефонам, указанным на сайте. В качестве дополнительного сервиса доступны переводы документов.



 

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?